Достаточно часто начинающие фотографы у меня просят раскритиковать их работы. К большому сожалению, сегодня критика — это синоним поиска ошибок и, как правило, в негативном формате.

Но критиковать нужно тоже уметь. Это системная работа, которая имеет свою технологию. И этой технологией, которую я называю анализом фотографии, я собираюсь с тобой поделиться. Но, давай по порядку. В первую очередь, я уверен, тебе хочется понять, почему эта технология тебе жизненно необходима и как она поможет в твоем становлении фотографа:

Насмотренность и сопоставление

Критика в первую очередь — это сопоставление, сравнение критикуемой фотографии со своими знаниями и опытом, которые ты получаешь в том числе и из насмотренности.

Если тебе показали фотографию популярного итальянского десерта — сабайон, ты, ни разу не пробовав и не видев это блюдо, не сможешь сопоставить фактуру на фотографии со своим опытом. И в то-же время, если ты этот сабайон пробовал в разных ресторанах и пересмотрел тысячи фотографий с ним, то только в этом случае у тебя получится сказать, правильно ли он приготовлен и правильно ли его сфотографировал автор.

analyz-fotographii-image

Насмотренность является краеугольным камнем становления личности фотографа. Именно эта часть твоего опыта определяет твое понимание сути вещей, их объема и фактуры в определенное время суток и взаимодействия их с другими предметами.

Но насмотренность — это не технология, это определенное чувство, которое необходимо в себе развивать. Её можно сравнить с умами, пятым вкусом в японской кулинарии — умение создавать это вкусовое ощущение могут только гениальные повара. Но, для того, чтобы научиться вызывать умами у гостя, повар перепробует всевозможные сочетания продуктов и ингредиентов, понимая, как работают все сочетания вкусов.

Так вот для фотографа насмотренность — это умами. И только пересмотрев неописуемое количество фотографий и другой визуальной информации, фотограф становится насмотренным и начинает чувствовать кадр, определять момент и сопоставлять создаваемую или критикуемую фотографию со своим опытом.

Практически все мы — визуалы. Каждый день перед нами проносится более тысячи кадров в жизни и мы просматриваем чужие работы в инстаграме или на пинтересте. Можно их просто просматривать, растрачивая свое время впустую и получая минимум опыта или можно делать анализ фотографии к тому кадру, который нас зацепил.

И этот анализ фотографии, который я тебе дам, увеличивает твою насмотренность в несколько раз за более короткий срок.

Развитие творческого мышления

Как говорил Пикассо: “Хорошие художники копируют, великие воруют”. И эта мысль полностью отображает процесс работы творческого человека.

Нет ничего плохого в подсматривании и копировании. Мы это делаем все и всегда. Мы копируем у природы, воруем идеи из книг и разбираем по косточкам постановку света на чужой фотографии.

Если ты все еще думаешь, что воровство идей плохо, прочти книгу Остина Клеона — “Кради как художник”. Но, в двух словах, воровство идей хорошо тем, что ты не сможешь идеально воссоздать кадр своего кумира, у тебя получится что-то свое. Но благодаря воровству ты получишь гораздо больше — ты разовьешь свое творческое мышление и сможешь создать свой, ни на что не похожий кадр.

analyz-fotographii-2-image

И анализ фотографии поможет тебе воровать больше, гораздо больше, чем, если бы ты воровал без этой технологии.

Неоценимая польза для автора

Ты наверняка сталкивался с деструктивной критикой. Слышал, как соседского мальчишку отчитывает его мать, говоря, что он ни на что не годен, весь пошел в отца и другие гадости. Или как друг фотограф, оценивая работу, говорит, что это все очень плохо, что автору нужно еще учиться и учиться, чтобы достичь мастерства.

Я более чем уверен, что в обоих примерах критики хотят лучше, но из-за неумения правильно доносить информацию, они не критикуют, а оценивают, и это становится тяжелым психологическим барьером для критикуемого.

И те, кто понимают, что своими словами могут нанести вред, просто отмалчиваются или хвалят работу другого фотографа, что на самом деле тоже плохо. Если хвалить заведомо плохую работу, закрывая глаза на ошибки, ты не разрешаешь ему расти.

analyz-fotographii-3-image

Поэтому анализ фотографии — это лучший способ дать конструктивную критику любой фотографии и в то-же время не обидеть автора.

Я очень надеюсь, что к этому моменту ты понимаешь важность анализа фотографии как для себя, так и для своих друзей и тебе не терпится получить эту технологию. И я не буду томить и дам тебе ее прямо сейчас.

Анализ фотографии — это список вопросов, которые следует задавать фотографии. Каждый вопрос важен и позволит получить тебе максимальный опыт.

Анализ фотографии

  • Почему снял? Что привлекло? Какое событие или ситуация привлекли фотографа, показались ему интересными?
    Содержательные событие и ситуация. Или “ни о чем”?
    Пластическое событие (композиция).
  • В чём заключалась работа фотографа при съемке (после съемки)? Велика ли она? Что выделил, подчеркнул? Усилил или ослабил содержание?
  • Главная деталь, сочетание деталей.
    Второстепенные детали (вспомогательные), детали нужные и ненужные, мешающие или отвлекающие.
    Нельзя ли улучшить?
  • Высказывание фотографа. Ясность, понятность. Однозначность или многозначность. Оригинальность.

С этого списка вопросов я каждый раз начинаю свой мастер-класс. Я даю этот урок всем своим студентам. И поверь мне, если ты будешь использовать технологию анализа фотографии хотя-бы час в день, то буквально за несколько месяцев твои фотографии станут в разы лучше.

А в следующей статье я покажу тебе на примере, как пользоваться технологией анализа фотографии.